Звучание всех трех альбомов (Concrete Lake, Entropia, The Perfect Element) различно. Это намеренно?
Я думаю, каждый альбом обладает своей индивидуальностью. Когда я пишу музыку для альбома, я стараюсь дать музыке самой решить в каком направлении развиваться. В каждом альбоме есть четко продуманные элементы, которые люди воспринимают как фирменный знак конкретного альбома. Также, все альбомы концептуальны: их запоминают по характерным только для них историям и эмоциональному полотну.
Я все—таки думаю, что Entropia является самым «прогрессивным» альбомом. Что вы думаете по этому поводу?
Все зависит оттого, что вы вкладываете в понятие «прогрессив». Если вы имеете в виду близость к Dream Theater, я не соглашусь. Если вы имеете ввиду «открытый для новаций и экспериментов», я соглашусь. Но не полностью, так как я считаю, что основная тенденция развития Pain of Salvation заключается в том, что техничность и странность, присущие группе, уходят на второй план, становятся менее очевидными; скорее подводным течением, чем поверхностью, если вы понимаете, о чем я говорю. Если вы хотите увидеть искусство и простоту в нашем последнем альбоме, вам следует обратиться к более глубоким слоям, к непосредственной сути, чтобы найти их. Я думаю, мы нашли способ «есть пирог и при этом сохранять его».
Вас обычно причисляют к группам, играющим прогрессивный метал. Вам нравится подобное определение и ярлыки вообще?
Вы хотите узнать неприглядную правду? Я ненавижу быть «прогрессивной группой». Почему? Потому что это определение стало ярлыком для музыки, которая наводит на меня смертельную скуку. Конечно, есть исключения. Несколько действительно «прогрессивных» команд. Но вы, скорее всего, найдете их на периферии жанра. Тем не менее, мы понимаем, что термины, определения, ярлыки необходимы, и мы подчиняемся этому. К сожалению, это означает, что многие люди никогда не услышат нашу музыку, хотя она могла бы им понравиться. Но таковы правила.
Как бы ты определил «прогрессивную» музыку?
Для меня это радость, легкость, преодоление ограничений не как самоцель, а результат следования самой природе музыки, которая во многом иногда напоминает маленького ребенка или природное бедствие. «Прогрессив» предполагает движение, не окаменелое состояние.
Что ты думаешь о современной прогрессивной сцене?
Она неинтересная. (Я прошу всех вас интересные группы простить меня; это замечание относится не к вам. Это обобщение.)
Что ты думаешь о таких командах как Dream Theater, Symphony X и Threshold?
Мне очень нравился Images and Words, когда он вышел. Альбом действительно был революционным по своему характеру. К сожалению, его успех вылился в появление множества команд, которые постарались воссоздать волшебство. Памятник. С Threshold мы ездили в наш первый тур и они отличные ребята. На альбоме Clone есть несколько неплохих вещей. Я не знаком с музыкой Symphony X, но мне говорили, что в ней много элементов неоклассики…
Что ты слушаешь в последнее время?
Mr. Bungle California, новый альбом Limp Bizkit (и пожалуйста, если не учитывать Rolling, этот альбом великолепен!), Red Hot Chilly Peppers Californication, Dead Sea Apple Crush, Cardigans Grand Tourismo и некоторые другие альбомы. Вообще-то я практически не слушаю музыку, только иногда.
Какие группы оказали на тебя наибольшее влияние, когда ты был подростком?
Kiss, Simon and Garfunkel, Jesus Christ Superstar, The Beatles (в каждом такте на Abbey Road больше «прогрессивности», чем в дискографиях некоторых современных прогрессивных команд. С другой стороны, возможно я просто нахожусь на том этапе, когда я негативно отношусь к прогу. В конце концов, объективность никогда не была отличительной чертой человека), Noice (панк группа из Швеции) и множество песен с кассет, я так никогда и не узнал их авторов…
Одна из отличительных черт звучания Pain of Salvation резкие контрасты (от темного к светлому, от тяжелой музыки к мелодичной). Как ты это объяснишь?
Вы не находите, что все в жизни сводится к контрастам и балансу? Мне нравится видеть идеальную гармонию противоположностей; мне нравится видеть слезы клоуна; мне нравится пройти через встряску и увидеть мельчайшие детали в новом свете. Контрасты, чудеса, ненависть и борьба все это окружает нас в повседневной жизни, почему же не выразить это в музыке? И вновь я должен сделать оговорку, что это не должно быть самоцелью.
Даниэль, твой вокал и манера исполнения неподражаемы. Откуда у тебя такой голос?
Я продал душу Дьяволу, но, пожалуйста, никому не говорите. Я хочу, чтобы все верили, что это талант… Если серьезно, то не имею представления. Я всегда пытался найти свой собственный голос и расширить его возможности. Мне нравится, что я могу изобразить любую эмоцию.
Тебе потребовались длительные тренировки?
Мне потребовалось много петь, если вы это имеете в виду. Но упражнений я никогда не делал. Я думаю секрет моего голоса не тренированный вокал, а способность выразить любую эмоцию, любое чувство.
Даниэль, как автор текстов и музыки ты навязываешь группе свое виденье?
Во многом, да. Но я все равно хочу, чтобы Pain of Salvation была группой. Я пишу (и выбрасываю) музыку очень быстро, а так как я играю на всех инструментах, я создаю аранжировки в своем воображении нота за нотой, такт за тактом, эмоция за эмоцией. Конечный результат продукт кропотливой работы, поэтому к нему практически невозможно добавить ничего нового. Обычно, что касается общей концепции, я рассказываю о ней группе, когда мы встречаемся.
Я и мои друзья ждут ваших выступлений в Великобритании. Есть шанс, что вы приедете в этом году?
Только скажите, где и когда. Если вы все придете, мы обязательно приедем. Мы уже обсуждали возможность приехать к вам и дать пару концертов, надеюсь, мы сможем решить эту проблему.
Какие у вас планы на 2001 год?
У нас запланированы выступления во Франции, Голландии, США и Канаде. И возможно мы также сможем дать пару концертов в Европе и Южной Америке. Кроме этого мы участвуем в совместном проекте с симфоническим оркестром (это не повторение Metallica) и скоро нам надо будет начинать работу над новым альбомом.
Будет ли кто—либо из участников группы занят в side—проектах в этом году?
Время покажет.
Когда нам ждать появления второй, а может быть и третьей части “The Perfect Element”?
Первоначально мы собирались сделать один альбом, но практически сразу стало ясно, что потребуется вторая часть. Я надеюсь, мы сможем осуществить этот план. Сейчас, мы еще не знаем, как этот альбом будет выглядеть и когда мы его запишем и выпустим. Время покажет. Именно это у времени лучше всего и получается.
Некоторым кажется странным тот факт, что Швеция стала домом «прогрессивной музыки»
Серьезно? Мы здесь этого не замечаем. Я думал надо быть американцем, чтобы у вас был шанс в этом жанре.
Если бы ты оказался на необитаемом острове и мог взять с собой только пять альбомов, что бы ты взял?
Не имеет значения, какие альбомы я бы выбрал, я выбросил бы их в море через месяц. Но я все—таки попытаюсь:
Спасибо, что ты нашли время поговорить с нами. Это было наслаждение.